Древнерусские блюда – рецепты самых вкусных яств на современный лад

10 рецептов старославянской кухни в обход санкций

Сегодня интернет-общественность обсуждает принятый закон, согласно которому на территорию России будет запрещён ввоз говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из Австралии, Канады, стран ЕС, США и Норвегии. Трагедия это или нет — покажет время. Однако столетия назад, когда кое-каких из озвученных стран ещё и на карте-то не было, наши предки прекрасно обходились без импортных товаров. Техасская говядина? Вздор, своих бурёнок хватает. Французские сыры и пудинги? Ну уж нет, наши прадеды ели кисляк. И уж не запрета ли на норвежскую форель нам бояться, коль воды Руси полнятся отечественной рыбкой?

Мы собрали десять рецептов старославянской кухни, для приготовления которых вам не понадобится ничего иноземного да чужестранного — лишь светлы помыслы да русская печка.

мука. 7 стаканов
молоко. 2,5 стакана
масло сливочное. 25 г
соль. 1 ч. л.
яйца. 2 шт.
сахар. 1 ст. л.
дрожжи. 40 г

Сливочное масло смешать со стаканом простокваши, добавить половину чайной ложки соды, стакан сахара и соль по вкусу. Добавить муку (пшеничную или ржаную). Из получившейся смеси скатать шарик, приплюснуть и надрезать ножом. Поставить в духовку, выпекать до готовности.

Колобок можно нафаршировать — сделать начинку из свинины и говядины, мелко порезать сырой картофель и лук. Сверху выложить большие куски сливочного масла, чтобы картофель был мягким и сочным.

мёд. 50 г
вода. 1 л
пряности. по вкусу

Развести водой мёд, прокипятить, снимая пену, процедить и охладить. Добавив мяту и остудив, можно пить в жару, добавив кориандр и корицу и разогрев — в холодное время года.

гречневая крупа. 300 г
грибы. 100 г;
яйца. 3–4 шт.
лук. 2 шт.
сливочное масло. 100 г
соль. по вкусу

Варим обычную гречку под крышкой, затем отвариваем грибы и яйца вкрутую, измельчаем. Обжариваем лук на сковороде в масле для каши. Добавить смесь в крупу, перемешать. В постные дни подавать без масла.

Сбитень с травами

мед. 500 г
вода. 1,5 л
смесь душистых трав (зверобой, шалфей, душица, мята). 80 г
пряности (гвоздика, корица, кардамон). 10 г

Растворить мёд в кипятке, тщательно перемешать, выдержать сутки при комнатной температуре. Залить смесь в глиняный горшочек, кипятить на слабом огне в течение 2 часов с открытой крышкой. Пену снимать шумовкой. За 15 минут до готовности в горшочек положите травы и пряности. Подавать с пряниками и печеньем.

Яхния из кабачков

кабачки молодые. 800 г;
лук репчатый. 200 г;
чеснок. 20 г;
масло растительное. 80 г;
мука пшеничная. 40 г;
уксус. 20 г;
зелень петрушки. 40 г;
соль. по вкусу

Очищенные кабачки нарезать брусочками, обжарить в масле, вынуть. На сковороде спассировать мелко нарезанный лук, добавить обжаренные кабачки, рубленый чеснок, влить немного воды и тушить до готовности. Добавить мелко нарезанную зелень, муку, разведённую уксусом, и соль. Готовить на медленном огне до полного испарения воды.

мука. 2 стакана
яйца. 5 шт.
молоко. 1/2 стакана
сахар. 1/2 стакана
вода. 1 стакан
сливочное масло. 100 г
крупа манная. 2 ст. л.
растительное масло. 1 ст. л.
уксус. 1 ст. л.

Сделать не очень крутое тесто из муки, 1 яйца, растительного масла, уксуса и воды. Тесто раскатать в 3–4 пласта, уложить на противень один на другой, каждый смазывая топлёным сливочным маслом. Вскипятить молоко, добавить сахар, оставшееся сливочное масло и манную крупу. Охладить, смешать со взбитыми яйцами. Полученную смесь выложить на пласты теста. Выпекать банницу 30—35 минут при 180 °С. Перед подачей присыпать сахарной пудрой или какао.

сушеные снетки. 300 г
лук. 2 шт.
растительное масло. 3 ст. л.
картофель. 6–8 шт.
вода. 3 л
сметана. по вкусу
зелень (укроп, петрушка). по вкусу

Снетки (мелкая форма озёрной европейской корюшки) промыть в холодной воде, засыпать в кастрюлю. Мелко нарезать лук, обжарить на растительном масле и добавить к снеткам. Картофель очистить, нарезать соломкой, всыпать в кастрюлю. Всё перемешать, залить водой и слегка проварить. Готовый суп подавать со сметаной, можно и с зеленью.

Пирожки с пупками и лещевой икрой

икра свежего леща
(можно заменить окуневой). 750 г
куриные пупки. 200 г
рубленая зелень укропа. 3 ст. л.
сливочное масло. 1 ст. ложка;
яйцо. 1 шт;
соль и чёрный молотый перец. по вкусу

дрожжи. 25 г
вода. 1 стакан
сахар. 3 ч. л.
соль. 1,5 ч. л.
растительное масло. 5 ст. л.
мука. 3 стакана

Свежую икру отварить в солёной воде в течение 10 минут, смешать с яйцом и зеленью. Заправить маслом, подсолить и поперчить. Отварить куриные пупки. В миску налить тёплую воду, положить дрожжи и сахар, тщательно размешать и поставить в тёплое место до образования пышной пены. В дрожжевую массу влить растительное масло, всыпать 1 стакан муки, соль и перемешать. Затем всыпать второй стакан муки и снова перемешать. На стол высыпать третий стакан муки, вывалить туда тесто из миски и руками замесить тесто. Тесто не должно быть липким. Тщательно вымесить, сформировать ком, накрыть чистым полотенцем, оставить подходить.

Когда объём теста увеличится примерно в 1,5 раза, его надо ещё раз вымесить, снова накрыть полотенцем и снова оставить подниматься. Когда тесто поднимется второй раз, сформировать пирожки.

На смазанный маслом и присыпанный мукой противень выложить пирожки защипом вниз, накрыть полотенцем, дать постоять и подрасти в тёплом месте минут 20. Выпекаются пирожки в русской печи около получаса.

ВсеЗнаешь.ру

Самые интересные факты!

8 потерянных рецептов старорусской кухни

Русскую кухню часто ругают за отсутствие популярных на весь мир блюд и за специфическое отношение иностранцев к некоторым традиционным славянским угощениям вроде студня.

На самом деле существует множество древних старорусских рецептов, которые могли бы прославить наше кулинарное искусство и сделать популярным что-то кроме блинов и пельменей. Однако большая часть из них была потерянна и осталась лишь в обрывочных воспоминаниях летописцев или историков.

Самое примечательное, что утраченные способы приготовления не мешают жить легендам о чудодейственности этих блюд и особых вкусовых качествах, которые сегодня невозможно повторить.

1. Сбитень

Сбитень, или взвар заморские купцы, приезжавшие на русскую землю, часто именовали «славянским глинтвейном». Хотя с горячим вином у этого то ли напитка, то ли десерта было не так уж много общего. Готовили его чаще всего на основе меда и разнообразных трав. Получалась густая сладкая масса, которую можно было пить, разводя до жидкого состояния, или есть как варенье. Иногда в сбитень добавляли брагу, тогда он действительно становился алкоголем и приобретал дополнительные согревающие качества. Подавали этот продукт к столу в глиняных сбитницах.

2. Серые щи

Это блюдо было бы легко приготовить и в наши дни, если бы не утерянный самый главный ингредиент – крошево. По дошедшим до нас древним рецептам выходит, что это перебродившая несколько дней измельченная до крайней степени капуста с неизвестными специями и травами. Именно она придавала серым щам неповторимый вкус и остроту. Крошево для серых щей заготавливали в бочках и держали в погребе. Всю зиму таким образом можно было лакомиться главной русской пищей.

3. Жареный лебедь

Кто сегодня станет есть лебедей, этих изящных и обладающих романтической репутацией птиц? Это трудно вообразить, а между тем, отсутствие традиции готовить эту дичь связано лишь с тем, что рецепт приготовления утрачен. Без особых маринадов, которыми пользовались повара древнерусских князей, жаря лебедя, невозможно сделать это мясо вкусным и мягким. К столу русской знати этот деликатес вместе с простоквашей и уксусом подавали вплоть до 18 века, а затем искусство готовить его кануло в лету.

4. Тавранчук

Одно из самых загадочных блюд старорусской кухни, которое входило и в монастырское, и в светское меню. Причем готовить его можно было из рыбы, из мяса, и даже из грибов. Главное взять для этого дела большую глиняную сковороду и поставить в печь, чтобы продукты томились. В тавранчук добавляли соленые огурцы, репу и сельдерей. Если основным ингредиентом была рыба, он считался постным.

5. Пигус

Эта кислая похлебка с огурцами составляла серьезную конкуренцию щам на Руси. При этом рецепт пигуса, даже совсем приблизительный не упоминается нигде. До нас дошло это название из словаря Даля и произведений Тургенева, в которых он упоминал эту похлебку в ряду с другими старинными кушаньями – саламантами, кокурками и киселями.

6. Пареная репа

Царицей русской кухни была репа, и многочисленные блюда из нее заменяли мясо, рыбу и крупы в старинных поваренных книгах. Сейчас ни рестораны, ни домашняя кухня не знают, что делать с этим овощем, чтобы он не отпугивал своим странным запахом и непонятной консистенцией. А раньше это был действительно самый простой способ наесться – нарезал репу соломкой, сложил, посолив, в глиняный горшок и отправил в печь. Богатое витаминами блюдо готово уже через несколько десятков минут.

7. Холодец из вишен

Своеобразный древнерусский пудинг с добавлением вина был в ходу у наших предков довольно продолжительное время. Но постепенно набор специй и пряностей, который надо добавлять в это блюдо, затерялся, а методы приготовления были забыты. Сегодня можно найти рецепты, согласно которым холодец готовится из вишен без косточек, томится несколько часов, охлаждается и подается как десерт. Но все это не оригинальные способы, а вкус настоящего вишневого холодца мы никогда не узнаем.

8. Джур

А этот рецепт перестали использовать, возможно, из-за слишком специфического запаха и вкуса. Его основа – овсяная мука в процессе обработки давала опару и начинала пахнуть чем-то вроде дрожжей. Знахари называли это блюдо супом долголетия, потому что по количеству витаминов и полезных вещей оно оставляло далеко позади всех конкурентов. В овсяную основу часто добавляли мясо или молочные продукты, поэтому такой суп был еще и питательным.

Древнерусские блюда – рецепты самых вкусных яств на современный лад

Русский стол всегда был очень богат рыбными блюдами, рыба была пресноводной, она добывалась в реках и озерах, на берегах которых наши предки любили основывать свои поселения.

БЛЮДА ИЗ ГРИБОВ

Большая часть территории России была когда-то покрыта лесами, в которых росли разные виды съедобных грибов, обязательно входивших в рацион каждой российской семьи, особенно во время длительных постов или нередких неурожайных годов. Поэтому наши предки научились различным способам заготовки грибов впрок и приготовления из них разнообразных и вкусных блюд, от супов до пирогов.

БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ

Читайте также:  Можно и нужно ли мыть стеклообои, средства и методы

В свое время наиболее распространенными овощами на Руси были капуста, репа и брюква, морковь, огурцы, лук, чеснок, хрен, редька.

Теперь многие из них, такие, как репа и брюква, вытеснены с нашего стола картофелем, который стал поистине “вторым хлебом”, их выращивание и употребление в пищу заметно сократилось.

Помимо картофеля на русском столе появились и другие неизвестные ранее овощи, например помидоры. Pomo d`oro – “золотое яблоко” – название, пришедшее в наш язык из итальянского.

Прежде чем окончательно закрепиться на российском столе, помидор претерпел много несправедливых гонений.

Всего два века назад его считали ядовитым, ему приписывали различные вредные свойства и разводили исключительно в декоративных целях.

Однако позже, когда все наветы остались позади, помидор занял достойное место на нашем столе, а соленья и маринады из него стали одной из любимых русских закусок.

Также полюбились россиянам и сравнительно новые на нашем столе овощи – тыква, кабачки, баклажаны, перцы.

Отдельно нужно сказать об употреблении постного масла, которое было дешевле животных жиров и составляло важную часть русского рациона еще и потому, что его можно было есть во время постов.

В северных областях употреблялось, как правило, масло льняное, к югу от Москвы – конопляное.

С середины XIX века эти сорта постного масла практически вытеснило масло подсолнечное, которое и сейчас является у нас наиболее распространенным.

В качестве деликатесных ароматических добавок использовались маковое, горчичное, тыквенное масла.

Лук, чеснок и хрен были любимыми русскими приправами, а лук, кроме того, мог быть и самостоятельным блюдом – толченый лук с квасом, например, обыкновенный завтрак в бедной крестьянской семье.

Кроме того, использовались и привозные пряности – корица, шафран, миндаль, причем в домах более зажиточных они употреблялись регулярно, в домах же более бедных только в особых случаях, например, при приготовлении пасхального угощения.

Широко употреблялась зелень петрушки и укропа, а также дикорастущая зелень – щавель, сныть, крапива, лебеда, которые служили существенным подспорьем в голодное весеннее время, когда запасы старого урожая заканчивались, а новые еще не успевали вырасти.

БЛЮДА ИЗ ЯИЦ И ТВОРОГА

Все народы, в том числе и русский, всегда ценили куриные яйца за их питательные свойства и быстроту приготовления.

Однако в традиционном крестьянском быту яичница не была таким повседневным блюдам, каковым является сейчас, хотя иногда готовили и глазунью, и яичницу с молоком, и драчену (запекая растертые яйца с добавлением сахара и муки).

В основном яйца использовались как компонент начинки для пирогов, как добавка к некоторым блюдам, употреблялись для заправки некоторых супов.

Иногда ели вареные и запеченые яйца.

Творог известен на Руси с незапамятных времен и назывался раньше сыром, поэтому и сейчас многие блюда, в состав которых он входит, называются сырными, например сырники – оладьи из творога.

Как правило, в русской кухне творог для приготовления различных кушаний и начинок смешивался с такими продуктами, как мука, яйца, овощи.

В русской кулинарной традиции сладкое принято было подавать в последнюю очередь, в конце обеда.

Поскольку сахар появился в России сравнительно недавно, основой всех старинных сладких блюд являлся мед, который придавал им не только сладкий вкус, но и великолепный цвет и аромат.

Да и сам мед – это отличное самостоятельное сладкое блюдо, не только вкусное, но еще и очень полезное, о чем знали уже наши далекие предки.

С началом производства сахара он становится основой сладких блюд на русском столе.

В наше время к исконно русским сладким блюдам, каковыми являются кисели и творожные массы, добавились желе, муссы и другие привнесенные из зарубежных кухонь десерты.

В языческие времена блины на Руси были ритуальной пищей, которую готовили в честь прихода весны.

Круглый румяный блин очень напоминает солнышко и не случайно, что с принятием христианства блины продолжают олицетворять собой проводы зимы – знаменитую русскую масленицу.

Это любимое русскими блюдо ничуть не утратило своей популярности и в наши дни, его едят довольно часто, не задумываясь ни об его ритуальном значении, ни о количестве содержащихся в нем калорий.

Сейчас блины часто готовят, используя в качестве разрыхлителя соду, но это веяния самого последнего времени, а настоящие русские блины пеклись из кислого, то есть дрожжевого теста.

Для их приготовления использовались различные виды муки – гречневая, овсяная, ячменная и другие, но самыми популярными были блины из муки пшеничной.

К блинам хорошо подать растопленное сливочное масло, сметану, соленую или копченую рыбу, варенье, мед, маслины, икру и многое другое, в зависимости от фантазии и возможностей хозяйки.

История русских напитков своими корнями уходит в седую старину. Березовый сок, рассолы, морсы, пиво, квасы, меды, лесные чаи – путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями. Все они не похожи друг на друга и имеют разное назначение.

Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, меды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно зимой, другие оказывают прекрасное прохладительное тонизирующее воздействие (березовый сок, квасы, морсы, снова чаи) и как нельзя кстати в жаркий день, третьи используются так, как используются все алкогольные напитки (пиво, водка, настойки, наливки), четвертые используются исключительно как средства, помогающие перенести тяготы неумеренного употребления водки (огуречный и капустные рассолы).

Однако есть в русских напитках и общая черта: всегда только натуральное сырье и высокая питательная ценность.

Основу одних напитков составляют хлеб и мука, других ягодные и плодовые соки, третьих – мед.

Чай был впервые привезен из Китая в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу в 1638 году, а по-настоящему стал входить в русский быт только в начале XVIII века,- но сейчас очень трудно представить себе жизнь любой российской семьи, меню любого заведения общественного питания без этого напитка. Ритуал чаепития в России стал столь же повсеместно распространенным и любимым всеми сословиями, как и на родине чая.

Сцены чаепития с традиционным самоваром нашли отражение в литературных произведениях, творчестве многих русских художников и изделиях народного декоративного искусства.

Но в то же время многие возвращаются к ароматным и целебным чаям из лесных и полевых трав, которые русские пили много веков, задолго до появления “китайской травы”, кофе и какао.

Сбитни и квасы относятся к старинным русским напиткам, известным еще со времен “Домостроя”. Ими торговали повсеместно: на улицах и площадях, в трактирах и закусочных, на базарах и ярмарках. Они варились также и в крестьянских избах, домах мещан и купцов, дворянских и боярских усадьбах (особенно до XIX века).

Сбитень – это пряный согревающий напиток. Он может быть как безалкогольным, так и с добавлением вина (иностранцы называли его “русским глинтвейном”).

Рецептов квасов существовало множество. Их можно разбить на две основные группы: квасы, приготовленные на основе ржаной муки, солода и пшеничной или гречневой муки, и квасы, приготовленные на основе опары (хлебные и фруктовые). И если городские хозяйки в настоящее время делают квасы в основном из готового концентрата, то в деревнях еще можно кое-где отведать шипучего кислого кваску, заваренного по рецептам, дошедшим до нас еще от прабабушек.

ТУТ ЗАБАВНО

Авторизация на сайте

Свежие записи

О сайте «Тут забавно»

Свежие комментарии

  • D19 к записи Почему я не вылез из шкафа
  • Lexx69 к записи Этому району нужен герой!
  • nu xz к записи Художник создаёт из кирпичиков LEGO потрясающие произведения искусства (30 фото)
  • merlino к записи Папа и дочка отправляли фотоотчет для мамы в командировке (14 фото)

Метки

Необычные блюда древнерусской кухни

Русская кухня славилась своей необычностью всегда. А еще здесь строго соблюдался порядок блюд в обеде, что немало удивляло европейских гостей, где принято было выставлять на стол все кушанья одновременно. В. Левшин писал: «Учреждение русского стола состояло в четырех подачах: 1) холодных яствах; 2) горячих, или похлебках; 3) взварах и жареном и 4) в пирожном». Взварами называли соусы-гарниры, а пирожным — вообще любое сладкое. Этот порядок нам, русским, кажется естественным и единственно возможным. Однако он казался странным чужеземцам» (из книги «Русская кухня» исследователя истории русской кухни и основателя ленинградской школы технологии общественного питания Николая Ковалева).

Березовая каша

Тот факт, что наши находчивые предки варили еду из чего угодно, делает русскую народную сказку «Каша из топора» не такой абсурдной, как кажется. Впрочем, хлеб из древесины в голодные годы пекли и в Европе, а в Португалии до сих пор готовят суп из камня. Славяне же варили кашу из березовой коры, а еще точнее, из флоэмы — тонкой прослойки между корой и стволом дерева. Сначала ее нужно залить водой для размокания, а затем варить до консистенции жидкой манной каши. Вкусно это или нет — вопрос, зато точно съедобно. И, судя по всему, используется до сих пор. Вот что по этому поводу пишет на страницах газеты «Псковская губерния» известный путешественник Виталий Сундаков: «Большую часть времени я нахожусь в разъездах: джунглях, пустынях, горах. Там приходится готовить самому и частенько из того, что попадается под руку. Из необычных рецептов могу предложить березовую кашу. Между прочим, это национальная еда северных народов».

Тюря

Еще одно изобретение голодного русского крестьянства — из сухарей, а точнее, даже из корок черного хлеба. Их срезали, подсушивали, натирали чесноком, клали на тарелку, стригли туда зеленый лук или любую другую зелень, солили, заливали квасом, молоком или просто водой, сдабривали постным маслом. Дешево, сердито, калорийно, а главное — просто: не нужно даже разводить огонь. Такое нехитрое яство появлялось на столе крестьян каждый день вплоть до XIX века. Оно не только считалось пищей бедняков, но было популярно и во времена поста. Похожим блюдом была так называемая мурцовка — квашеная капуста, смешанная с растительным маслом и водой.

Свекольный квас

Считается, что славяне придумали квас не менее 1000 лет назад. Неудивительно, что уже к XV веку на Руси было известно более 500 видов этого напитка. И далеко не всегда он был из хлеба. Потому что, помимо сухарей и солода, квас бывает фруктовый, ягодный, молочный, медовый или вот хотя бы свекольный.

До XII века русский квас был гуще и, что самое удивительное, крепче сегодняшнего пива, поэтому считался алкогольным напитком. Пьяниц называли «квасниками» — отсюда и пошло современное слово «квасить».

Готовили его еще проще, чем обычный хлебный. Брали свеклу, мыли, чистили и резали на кусочки, клали в емкость и заливали водой, сверху накрывали тряпочкой и помещали в холодное место, например в погреб. Если на поверхности напитка появлялись пузырьки — квас готов. Иногда, впрочем, процесс усложняли, добавив вместе со свеклой нашинкованную морковь, лимоны, сахар, дрожжи, мед, а в готовый квас — клюкву, смородину, рябину, специи, соль и даже кефир или сметану.

Читайте также:  Сколько вымачивать говяжью и свиную печень в молоке перед приготовлением, нужно ли вымачивать куриную и печень индейки

Четверговая соль

Даже соль для славян подчас была особым кушаньем. Правда, готовилось оно лишь раз в году — в ночь со среды на четверг Страстной недели либо утром в Чистый четверг. Рецепт уходил корнями в седую древность и был забыт. Восстановил его, как и многие другие исконно русские блюда, вышеупомянутый исследователь славянской кухни Николай Ковалев.

Для приготовления четверговой или, как ее еще называли, черной соли брали крупную фракцию, смачивали, а затем смешивали с квасной гущей (в равных количествах) или ржаным хлебным мякишем, также вымоченным в воде. Потом смесь завязывали в тряпочку, укладывали в берестяной лапоть, ставили в раскаленную печь или просто закапывали в пепел и плотно закрывали створку. В печи соль должна была томиться не меньше трех-четырех часов, пока не станет одним большим цельным куском. Хотя можно было обойтись и без печи — просто прокалить соль на сковороде. От подобных манипуляций соль становилась черного цвета — отсюда и название.

Остывшую смесь кололи в ступе. Но самым главным «ингредиентом» этого нехитрого яства были молитвы — их читали во время всего процесса. После соль освящали на алтаре, а потом хранили весь год за иконами. И использовали только в особых случаях: солили яйца во время пасхальной трапезы, растирались при различных болезнях, зашивали в ладанку и носили на груди рядом с крестом. Давали ее и захворавшей скотине, поливали соляным раствором урожай, а еще смешивали с золой и добавляли в зерно перед посевом.

Жареный лебедь

Еда простых людей на Руси всегда отличалась скромностью. Кроме вышеназванных блюд повседневной пищей крестьян были щи из серой капусты (на основе так называемого крошева — заквашенных зеленых, верхних листьев капусты, которые современные люди обычно выбрасывают) с молоком, блины, пресные пироги с творогом и снова капуста во всевозможных вариациях — с квасом и без.

Дворянское же сословие закатывало пиры и чревоугодничало. Отсюда и жареные лебеди на столах.

В книге «Непридуманная история русской кухни» цитируются записи шведского посланника при московском дворе Петра Петрея, который пишет о кулинарных предпочтениях конца XVI века: «На своих пирах и вечеринках москвитяне употребляют вдоволь кушаньев и напитков, так, что велят подавать до 30 и 40 блюд, как рыбных, так и мясных, особливо же студеней и сладких пирогов, также жареных лебедей, которых если не бывает когда, хозяину не много чести».

Краснокнижный объект на самом деле не так уж и вкусен — мясо жесткое, поэтому лебедя принято было подавать «под взваром с топешниками», то есть с густой кисловатой подливкой (из лука, капусты, клюквы или брусники с добавлением уксуса, меда, перца, специй и растительного масла) и ломтиками калача, опущенными в растопленное сливочное масло.

«Троянский конь»

Никакого коня в этом блюде нет и в помине. Свое прозвище оно, вероятно, получило за цельность внешней оболочки в сочетании с полым брюхом. Для приготовления блюда требовалась свинья.

«Потемкин очень любил гусиную печенку, которой искусные повара посредством размачивания в меду и молоке давали размеры почти невероятные, — пишет в своей книге Русская кухня Николай Ковалев, цитируя русского писателя и журналиста XIX века Михаила Пыляева. — Точно так же и свиную печень увеличивали в то время до колоссальных размеров; для этого кормили свинью грецкими орехами и винными ягодами, а перед тем, как убить ее, поили допьяна лучшим венгерским вином. Такая свинья за столом являлась почти целиком на вид невыпотрошенною; искусники-повара делали, что половина ее была сжарена, а другая сварена».

Калужское тесто

Сухари и сахар смешивались в равных пропорциях, сюда добавлялись также вода и всевозможные пахучие специи: гвоздика, бадьян, кардамон, корица и прочее — в зависимости от разновидности: «хлебное, с миндалем, лимонное, апельсинное, ананасное, ореховое, фисташковое и какавное».

Ели тесто сырым, само по себе оно уже было лакомством. Как понятно из названия, придумали этот удивительное блюдо в Калуге, а вот кто и когда — неизвестно. Одно из первых упоминаний приходится на 1789 год — тогда некий дворянин Арсен посвятил своей возлюбленной следующие строки: «В сей сладкий день рожденья твоего, Наталия, любимая невеста, позволь с букетом роз из сада моего поднесть тебе с полфунта теста».

Были у дворян и другие яства, одно другого краше: «говяжья небная часть в золе, гарнированная трюфелями» и «хвосты телячьи по-татарски», «телячьи уши крошеные» и «гуси в обуви». Но кулинарным апофеозом, конечно, были «говяжьи глаза в соусе по утру проснувшись». Большая часть рецептуры этих блюд утеряна.

Славянские блюда, которые покорили весь мир

От одного взгляда на эти блюда текут слюнки. И если для выходцев из славянских стран они — часть ежедневной трапезы, остальные по праву воспринимают их как истинные деликатесы!

Традиционные блюда всегда имеют множество вариаций. Главное — чтобы их готовил человек, которому они знакомы с пеленок. Так что если вы собираетесь в путешествие по этим странам, обязательно попробуйте!

Топ-9 славянских блюд

  1. Западные и восточные славяне: вареники

Вареники (украинская/русская кухня), или пироги (польская) — традиционное блюдо этих стран. Это тесто, начиненное фруктами, картофельным пюре, мясом или творогом. Их отваривают или готовят на пару, после чего иногда поджаривают. Подают со сметаной, но если начинка несладкая, то к ним обжаривают лук или готовят шкварки. Это лакомство получается мягким и пушистым, съедается очень быстро!
Южные славяне: плескавица

Плескавица — воистину царица сытных жареных мясных блюд! Такое мясо готовят в Боснии, Сербии, Хорватии, Словении и Македонии. Конечно, такое блюдо не очень полезно, но вкус его заставит забыть обо всём на свете.
Македония: пастрмалия

Пастрмалия — это открытый пирог с кубиками мяса. Свое название он получил от слова пастрма, которое обозначает соленое и сухое мясо овец или ягненка. Сейчас используют не только это мясо, но форма по-прежнему похожа на лодочку.
Балканы: таратор

Таратор — традиционное балканское блюдо. После тяжелых мясных блюд пришло время для супчика! Таратор — это нечто среднее между холодным супом или жидким салатом, который популярен летом в Болгарии и Македонии. Его делают на основе йогурта, который иногда заменяют смесью воды и уксуса. В него добавляют огурец, чеснок, грецкий орех, укроп и растительное масло. Иногда добавляют хлеб и заменяют огурцы морковью.
Словакия: брынзовые галушки

Брынзовые галушки являются одним из национальных блюд Словакии, а также Чехии и даже Польши. Это сытное блюдо состоит из галушек (вареные кусочки картофельного теста) и брынзы (мягкого овечьего сыра), его посыпают шкварками или жареным беконом. Вкуснятина!
Южные славяне: долма и голубцы

Это блюда из виноградных, капустных или мангольдских листьев, в которые завернута начинка, обычно на основе фарша. Они распространены в кухнях бывшей Османской империи с Ближнего Востока до Балкан и Центральной Европы. Это традиционная зимняя еда, которую готовят, как только начнет холодать.
Южные и восточные славяне: кнедли

Кнедли — это шарики из картофельного теста с мясной или сладкой начинкой. Часто в них прячутся целые ягоды сливы или абрикоса. Кнедли варят и подают, смазывая сливочным или растительным маслом. К соленым кнедлям подают различные соусы. Это очень вкусно!
Восточные славяне: сало

Сало — это подкожный жир свиньи, иногда с кожей и мясными прослойками. Его, как правило, солят, иногда добавляя приправы. Иногда его коптят. Ломтик сала утром приносит большую пользу организму, но увлекаться им, конечно же, не стоит.
Словения: прекмурская гибаница

Прекмурская гибаница — это многослойный торт с неповторимым вкусом. Он содержит мак, грецкие орехи, яблоки, изюм и творог или рикотту, тем самым показывая разнообразие даров природы этого региона.

Наслаждайтесь путешествиями и открывайте новое для себя. А если вы считаете, что в этом списке чего-то не хватает, обязательно оставьте комментарий!

БУДЕТ ВКУСНО!

Популярные статьи

Древнерусская еда

Этап развития древнерусской кухни длился почти 500 лет. О своеобразии кухни того периода мы можем судить по одному из древних письменных памятников – книге “Домострой”, которая была написана советником царя Ивана IV Грозного Сильвестром. По сути на Руси первой кулинарной книгой, можно считать книгу “Домострой”, ведь автор составил список современных ему блюд и напитков. Кухня того времени отличалась строгими правилами и традициями, которые соблюдались в каждой семье. Самым лучшим блюдом считалось то блюдо, которое сделано по рецепту, полученному от бабушки или матери.

Мясо на Руси ели вареным или печеным. Вареное мясо подавалось в первых блюдах: щах, в ухе, рассолах или под взварами (соусами). Мясо запекали в печи. Принято было употреблять баранину, говядину и птицу (кур, уток, гусей). Готовили и мясо дичи: оленину, лосятину, зайчатину, и мясо дикой птицы: уток, гусей, лебедей, рябчиков и перепелов. На Руси всегда было изобилие рыбы, как речной, так и морской. Рыбу вялили, сушили, солили, готовили под взварами и на пару. Подавалась рыба и в первых блюдах: рассольниках, ухе, солянках,(селянках). Рыбу ели печеную. Икра всегда считалась особым лакомством, особенно свежая зернистая из осетра и белорыбицы. Употребляли икру с уксусом, перцем и луком, икру варили в уксусе или маковом (миндальном) молоке или жарили.
Следует особо отметить способ и технологию приготовления русских национальных блюд. Печи, построенные для отопления жилища, служили одновременно и для приготовления пищи. Издавна в русской кухне процесс готовки сводился к варке или выпеканию продуктов в русской печи. Вареная пища только отваривалась а то, что было предназначено для печения, только пеклось. Таким образом, народная русская кухня не знала ни соединения продуктов, ни их комбинирования, ни двойной тепловой обработки. Вся технология горячего приготовления сводилась к нагреву. Тепло печи могло быть трех степеней: “до хлебов”, “после хлебов”, “на вольном духу”, но всегда пища готовилась без непосредственного контакта посуды с огнем, нагреваясь только через толстый слой раскаленных кирпичей. Температура при этом могла быть либо все время постоянной, либо падающей, если печь постепенно остывала, но никогда не бывала возрастающей, как это принято при современном приготовлении на плите. Главная особенность русской печи-равномерный, устойчивый жар, который держится очень долго и после того, как печь уже закончили топить. В зависимости от температурного режима в печи каждый раз готовилось разное кушанье. При температуре 200С пекли знаменитые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники и шаньги; запекали целого поросенка или гуся. В остывающей печи можно было томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Пища приготовленая в русской печи, была совершенно особой за счет того, что пища получалась томленой или полутомленой.
На семейные торжества и православные праздники во всех семьях, независимо от достатка и сословия, принято было готовить одни и те же определенные блюда. В древнерусский период большое значение приобрела обрядовая кулинария, эта традиция сохранялась очень долго время, практически до советской власти.

Читайте также:  Зачем класть влажную салфетку в стиральную машину – 4 причины

Среди праздничных блюд особо следует отметить те, что готовились на Масленицу, которая отмечается в предверье Великого поста. Главное отличие этого праздника являлось разгульное веселье и обилие блинов. Каждая хозяйка старалась угостить своих домашних и гостей на славу. А главным блюдом были блины. На лакомки, то есть в среду Масленой недели, тещи приглашали “на блины” зятьев с дочерьми, отсюда и пошло выражение “к теще на блины”. Этот обычай особенно соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Как правило, в этот день собиралась на гулянье вся родня. А в пятницу на тещины вечери зять угощал блинами тещу с тестем. Правда, угощение было весьма своеобразным. Курьез заключался в том, что званая теща обязана была с вечера прислать в дом к молодым весь блинный скарб: таган, сковороды, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто для блинов. Тесть же присылал муку и кадушку с маслом.
На Руси были самые разнообразные поверья и традиции связаны с блинами. Была такая примета, что, если накормить роженицу блинами, роды пройдут легко, а новорожденный будет здоровым и крепким. На поминках блины были обязательным кушаньем, символизируя, с одной стороны, замкнутый круг земного бытия, а с другой-бесконечность существования жизни духовной. Никто не знает, когда впервые появились блины на русском столе, но известно, что они были ритуальным блюдом еще у славян-язычников.
Блюда делились на постные и скоромные произошло в русской кухне очень рано и оказало большое влияние на формирование дальнейших традиций. С одной стороны, строгое разграничение постного и скоромного стола привело к некоторому однообразию используемых продуктов и блюд, но, с другой стороны, обогатило русскую кухню грибными и рыбными блюдами, кушаньями, приготовленными из лесных ягод и трав (лебеды, крапивы, сныти и др.).
Самыми распространенными были жидкие блюда: похлебки, солодуха, полевки, кулага, толокно, овсяный кисель с постным маслом, квашеная капуста, соленые грибы, грибные блюда, каши из ячневой, овсяной, пшенной, перловой, гречневой круп, намного позже-печеный картофель. Самая известная постная еда-тюря. Тюря-это холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком.
Толокно готовили часто во время поста, которое делалось из овса, обжаренного, точнее выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой печи. Мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Замешивали толокно на охлажденной кипяченой воде, которую слегка подсаливали. Толокно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков-и забава, и вкусно, и голод прогоняет. Толокно служило полдником или ужином.
Полевка-это жидкая похлебка, которую приготавливали из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста-расчины. Расчину ставили закисать накануне. Когда она достаточно закисала, в горшочке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и “заколачивали” колотовкой (приспособление, которое вырезали из молодого, тщательно оструганного соснового деревца, на котором оставляли веерообразные тонкие сучки длиной 3-4 см). Заправляли полевку луком, сушеными грибами, а иногда в дни поста сельдью или вяленой рыбой.
Самый главный православный праздник-Пасха, или Воскресение Христово следовал за Великим постом. Пасхальный стол отличался прздничным великолепием, был обильным и очень красивым. Жарили телятину, запекали поросенка, барашка или окорок. Блюда украшали цветами, а также стол, иконы и дом. Для пасхальной трапезы до сих пор пекут сдобные куличи, готовят творожные пасхи и красят яйца. По древней традиции, яйца красили и укладывали на блюдо среди специально пророщенной зелени овса и пшеницы.

Рождество Христово-один из самых светлых христианских праздников. Вечер накануне Рождества-Рождественский сочельник или сочевник, получил название от слова “сочиво”-ритуального кушанья, приготавливаемого из макового сока с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже-риса. Трапеза в Рождественский и Крещенский сочельник начиналась сочивом, а также на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая кутья, была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Кутью приготавливали с маковым, миндальным, ореховым, конопляным соком с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лесных орехов, миндаля. На второй день Рождества готовили бабью кашу, или бабкину кутью. В старину был обычай навещать дом, в котором появился новорожденный, а в дар приносили бабкину кашу и бабкины пироги. В отличие от рождественской постной кутьи, бабкину готовили “богатой”. На поминках подавали постную поминальную кутью-“коливо”. Кстати в старину, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос тоже называли “коливо”. Возможно, отсюда, и название кутьи, так как старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Обычай этот сохраняется и по сей день.

Среди семейных праздников, на которые было принято готовить специальные блюда, можно выделить свадьбу и поминки. Осенью обычно играли традиционную русскую свадьбу, а подготовка к торжественному дню могла длиться около двух месяцев и состоять из нескольких этапов, ни один из которых нельзя было пропустить, это считалось плохой приметой. Что касается свадебного обеда, то на этот счет существовал целый свод правил и установлений. На русском свадебном столе кушанья были глубоко символичны. Тесто всегда было символом благополучия и плодородия. Поэтому на свадьбу готовили в первую очередь каравай. В некоторых губерниях словом “каравай” называли саму свадьбу. А каравайником-специальный свадебный чин. Еще на свадьбу обязательно пекли пироги. Выпечкой могла руководить только женщина, живущая с мужем в любви и согласии и имеющая добрых детей: считалось, что семейный лад через пирог передается молодым. Каравай украшали цветами и веточками калины (символ любви). Кто из молодых откусит самый большой кусок пирога, тот и будет хозяином в доме. При этом новобрачным за праздничным столом не разрешалось есть то же, что ели остальные гости. Жениху можно было отведать немного каравая с сыром и выпить вина, невесте чаще всего не дозволялось и этого, но свадебный стол должен был ломиться от яств. В центре стола ставили каравай в окружении медовых пирогов и калачей, саек, ватрушек, пряных коврижек. К свадьбе готовился специальный пирог-“курник” с запеченными внутри яйцами и украшенный куриной головой из теста. Обычай кормить новобрачных курицей перед праздничным ужином втайне от всех, дошел до нас с древних времен. Курицу непременно подавали и гостям. Еще одно обязательное для русской свадьбы угощение-свинина. Блюда из свинины должны были обеспечить молодым богатство и благополучие. Надо сказать, что до XVII в. на Руси не знали ни танцев, ни оркестров, так что единственным развлечением на свадьбе было застолье. Когда съедались закуски, вносили жареного лебедя (у простого народа лебедя заменял жареный петух). Жених должен был дотронуться до птицы рукой и велеть ее резать. Есть жених и невеста могли только в конце общего застолья в своей опочивальне.

Очень важным застольем, наполненным многочисленными символичными блюдами, была поминальная тризна. После похорон на обеде непременными кушаньями бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах-рыбный пирог, блины. Как правило, кутья, варилась из цельных, нераздробленных зерен-чаще всего пшеницы. Кутья как и зерно, из которого она приготовлена, знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Кутью обычно готовили сладкой, с медом или патокой. А говорили на Руси, “чем слаще кутья, тем жальче покойника”. Кутью следовало взять ложкой три раза. Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным водой или брагой. Полагали, что ими “торили дорогу покойнику”. Блины подавались, как правило на 9-й и 40-й день, а в день похорон блины на стол не ставились. В некоторых местностях подавали еще муковню-заваренную кипятком муку с молоком, или кулеш-кашу с салом. Ели ложками (за поминальным столом очень долго не пользовались ножами и вилками), а пирог разламывали руками. В дни поста поминальный стол должен был быть постным.

В традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей, грибов и рыбы приготавливался отдельно. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы-ели сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из заимствований с Запада. Салаты поначалу делались преимущественно с одним овощем, отчего и назывались “салат огуречный”, “салат свекольный”, “салат картофельный”. Рыбу с грибами тоже не смешивали. Их готовили отдельно друг от друга. Уху варили из одного сорта рыбы. Чтобы разнообразить вкус блюд, употребляли специи. Добавляли лук и чеснок, причем в весьма больших количествах, петрушка, анис, кориандр, лавровый лист, черный перец и гвоздика, появившиеся на Руси уже с X-XI вв., а позднее, в XV-начале XVI вв., этот набор был дополнен имбирем, корицей, кардамоном, аиром и шафраном. Готовились блюда и с добавлением различных масел: конопляного, орехового, макового, деревянного (оливкового), и значительно позднее-подсолнечного.

В средневековый период начинают употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее название “хлёбова”. Это уха и щи, изготовленные на растительном сырье, а также различные виды мучных супов.
Мясо и молоко поначалу употребляли достаточно редко. Некоторые виды мяса были совсем под запретом, например телятина. Мясо варили, но почти не жарили, добавляли в щи и каши. Творог и сметану делали из молока.
В старорусской кухне главными сладостями считали мед и ягоды, из которых варили варенья. Ягоды также сушили, смешивали с мукой и яйцами и делали пряники.

Ссылка на основную публикацию